
На вылет:
Подтверждает по запросу качество связи. При запросе на вылет просит борт подождать для проверки полётного плана.(TSOXXX, stand by, I should check your flightplan). Проверяем правильность аэропорта назначения, точки выхода, соответствие эшелона правилам вертикального эшелонировния, планируемое время полёта, указанное в плане количество топлива. В случае несоответствия какого-либо из этих пунктов правилам, просим изменить полётный план. После того, как мы убедились, что полётный план подан верно, разрешаем вылет согласно плана на порт(обязательно указываем название), подписываем эшелон, говорим схему выхода, ВПП в работе, код ответчика. Примеры:
-TSOXXX, добрый день, вылет согласно плана на Толмачёво разрешаю, SID Раздолье 1 Дельта, в работе ВПП12, ответчик 33XX.
-TSOXXX, good day, clrd flight to Tolmachevo, FL348 approved, via Razdolye 1 Delta standart departure, in use rwy12, squawk 33XX.
После этого нужно спросить пилота о том, имеет ли он информацию(От Альфа до Зулу) на борту. Если нет, то выдать ему эту информацию. Если он наличие этой информации подтвердил в первоначальном запросе, то такой вопрос не задаётся.
Далее, если нет никаких помех, то руление разрешает запуск двигателей, при необходимости буксировку.
-TSOXXX, запуск и буксировку разрешаю(всё, далее фразу обрываем, не копируем английский вариант).
-TSOXXX, clrd s/u and p/b, call for taxi.(здесь тупым иностранцам говорим, чтобы они доложили готовность к рулению. ФАП утверждают, что русские пилоты- народ куда более умный и обойдётся без этого "хвоста".)
При отсутствии помех разрешаем руление к предварительному старту ВПП. При этом говорим маршрут руления и озвучиваем приведённое давление(QNH). ОБЯЗАТЕЛЬНО ОЗВУЧИВАЕМ ПРИВЕДЁННОЕ ДАВЛЕНИЕ!!! Если в порту есть машинка сопровождения, то маршрут руления говорить не нужно.
-TSOXXX, разрешаю предварительный старт ВПП12 по перрону на РД7 на РД6. Приведённое давление 1044 миллибар.(при наличии машинки: TSOXXX, разрешаю предварительный старт ВПП12, следуйте за машинкой сопровождения, приведённое давление 1044 миллибар)
-TSOXXX, taxi to h/p rwy12 via APRON to twy7 to twy6, QNH1044mbars.
Есть выбор. Если вы "в запарке", то можно добавить "на предварительном работайте с вышкой на 118,100".
На предварительном передаём борт вышке.
После посадки:
Вы обязаны дать номер стоянки для борта и путь к ней.
-TSOXXX, добрый день разрешаю руление по РД5 на магистральный на РД6 на РД8 на РД9 на перрон к стоянке 42(при наличии машинки сопровождения: TSOXXX, разрешаю руление к стоянке 42, следуйте за машиной сопровождения).
-TSOXXX, good day, clrd taxiing to the ramp#42 via twy5 to main twy to twy6 to twy8 to twy9 to APRON.
Когда борт докладывается, что он на стоянке, на стояночном, то мы закрываем полётный план и озвучиваем время закрытия, разрешаем выключаться, благодарим за полёт.
-TSOXXX, план полёта закрыл в 55 минут текущего часа, разрешаю выключение двигателей. Добро пожаловать в Иркутск. Переключитесь на ЮНИКОМ на 122,80, спасибо за полёт, всего доброго.
-TSOXXX, fpl closed at 13:45UTC, shutdown and frequency change approved, welcome to Irkutsk. Switch to UNICOM on 122,80, thank you for your flight, have a nice day(evening, night).
При наличии машинки "Следуй за мной" руление обязано осуществлять контроль непосредственно этой машинкой. Машинка сама выбирает путь, по которому будут двигаться борты.

На взлёт:
Согласовываемся с подходом. Если есть заходящий борт, который скоро должен будет выполнять третий разворот, то можно смело давать взлёт. При этом предупреждаем подход, чтобы он "протянул" немного борт с третьим. Тогда будет достаточный зазор для выхода взлетающего борта. Убедившись, что ниекто на ВПП не мостится и не "висит на глиссаде, т.е. нет никаких помех для взлёта, даём исполнительный старт, информацию по ветру и взлёт. Разрешение на взлёт даётся только по согласованию с подходом. Если борт доложил, что посадка произведена, но ещё не покинул ВПП, то мы можем разрешить исполнительный старт, но предупредить, что взлёт- по команде диспетчера.
-TSOXXX, разрешаю исполнительный старт и взлёт с ВПП12, ветер XXX XXм/с.
-TSOXXX, cleared l/u and t/o rwy12, wind is XXX XXmps.
ИЛИ:
-TSOXXX, разрешаю исполнительный старт ВПП12, взлёт по команде(а затем, TSOXXX, взлёт разрешаю, ветер XXX XXм/с)
-TSOXXX, clrd l/u rwy 12, wait clearence to t/o(затем, TSOXXX, clrd t/o rwy12, wind is XXX XXmps).
После взлёта вышка обязана дать первоначальный набор и отдать борт подходу, который будет давать дальнейшие указания. При этом, когда мы даём взлёт, мы подтверждаем, что на глиссаде нет никого на расстоянии 10 миль до дальнего привода на высоте выше 800 метров приведённого давления. Если в районе четвёртого, или на глиссаде борт запросил какую-либо орбиту, то следует дать отказ- пространство должно быть свободным на случай:



После взлёта:
-TSOXXX, набирайте пока 900(а лучше, сразу 1500), работайте с подходом на 125,200, спасибо за полёт, всего доброго.
-TSOXXX, climb to 900(1500), contact UIII_APP on 125,200, thank you for your flight, good day.
На посадку:
Как только борт начал выполнять 4-й разворот, мы определяем, сможет ли борт сейчас сесть. Вышка обязана убедиться, что отсутствуют помехи для безопасного завершения полёта. Давая разрешение на посадку, мы подтверждаем, что ВПП свободна, ветер соответствует ограничениям для данного ВС, видимость на ВПП соответствует минимуму экипажа и аэропорта, состояние ВПП позволяет принять борт в данных условиях(КСц более 0,29). Если ВПП занята, то разрешение на посадку не даётся. Даётся или сразу уход на второй круг, или команда ожидать разрешения на посадку. Если все условия, необходимые для безопасного завершения полёта соблюдены, то диспетчер обязан дать информацию по ветру, по прогнозируемому сдвигу ветра, а так же разрешение на посадку. Примеры:
-TSOXXX, добрый день, ветер XXX XXм/с, посадку разрешаю.
-TSOXXX, good day, wind is XXX XXmps, clrd for land rwy30.
ИЛИ:
-TSOXXX, добрый день, продолжайте заход, посадка дополнительно(затем разрешение на посадку в установленном порядке).
-TSOXXX, good day, continue approach.(А затем, Clrd for land и т.д.)
В случае, если посадка борта невозможна, или могут быть какие-либо сомнения в безопасности полёта(включая оценку того, находится ли борт в посадочном положении) то борт отправляется на второй круг. В таком случае, вышка обязана дать информацию по высоте, которую следует набирать и выдерживать(1500QNH), а так же направление, в котором нужно набирать высоту. После этого борт отдаётся подходу(в отличие от бортов, которые вылетают по кругу). Пример:
-TSOXXX, набирайте 1500 по прямой(берите посадочный курс, набирайте 1500), работайте с подходом на 125,200.
-TSOXXX, climb to 1500 and contact to UIII_APP on 125,200.
Основная задача вышки- не допустить столкновений самолётов в зонах взлёта и посадки. Однако, вышка не даёт векторения и если два борта на глиссаде сблизились, а один из них работает с подходом, то "разводить" будет именно подход. Вышка следит за землёй, и кусочком воздуха. Если глиссаду пересекает другой борт, то даётся предупреждение: "TSOXXX, борт AFLYYY, А-321, от вас на три часа, доложите визуальный контакт". Борт отвечает "UIII_TWR, TSOXXX, борт наблюдаем, сию расходимся левым".
После посадки вышка должна убедиться в том, что борт покинул ВПП. Доклад "Посадка произведена" производится, когда самолёт уменьшил скорость до скорости руления. Борту говорится РД, по которой освобождается ВПП(на которой ожидает машинка). После доклада об освобождении ВПП борт отпускается на связь с рулением.

На выход:
Подход обязан предотвращать столкновения бортов в зоне, прилегающей к аэропорту на высоте ниже 3900 метроа. Подход регулирует вход бортов в глиссаду, даёт векторение в случае необходимости, регулирует скорость бортов при необходимости, регулирует выход бортов, даёт набор на эшелон, примерно равный 1/2 подписанного эшелона. Подход следит за выходом бортов по схеме до определённой высоты, а так же обеспечивает дополнительную разгрузку зоны, используя ЗО, безопасные продольные интервалы. Подход ещё раз подтверждает, какая ВПП в работе, по запросу даёт информацию о точке входа в круг.
После того, как борт вышел на контакт с подходом, сообщив высоту первоначального набора, подход обязан разрешить выход по схеме и набор до 3300 с докладом на 2700. При этом подход подтверждает, что на пересекаемых эшелонах нет бортов и выход по схеме будет произведён безопасно. После 2700 борт передаётся контролю.
На вход:
Подход дополнительно подтверждает информацию о ВПП в работе, при необходимости меняет схему захода, даёт спрямление на точку. Параллельно, ещё до того, как будет дано разрешение на выполнение схемы, подход оценивает ситуацию на земле, на пересекаемых высотах. В случае необхдимости даётся команда на ожидание в ЗО на высоте нижней, чем текущая высота борта. Например:
-TSOXXX, ожидайте на ЮСОНА, высота 2700, круг левый.
-TSOXXX, wait over USONA at 2700, left round.
Давая разрешение на продолжения захода по схеме, диспетчер подтверждает отсутствие бортов на пересекаемых высотах, наличие достаточного продольного интервала между бортами, заходящими по одной схеме, рабочее состояние ВПП и соответствие метеоусловий предельным для данного типа ВС, минимуму капитана и аэродрома, безопасное расхождение с бортами, выполняющими взлёт и выход по схеме.
При этом, финальный этап захода происходит по согласованию с вышкой. В случае наличия бортов, выполняющих взлёт ориентировочно на момент входа в глиссаду заходящего борта, принимаются меры по обеспечению безопасного расхождения. Самая распространённая мера- это запрет выполнения третьего разворота без команды. Пример:
-TSOXXX, третий по команде.
-TSOXXX, joining to base by my command.
Подход ведёт борт вплоть до четвёртого разворота и доклада борта "к посадке готов". При этом, с высоты 1500 даётся разрешение на выполнение захода с докладом о захвате курсового. Давая разрешение на заход, диспетчер подтверждает отсутствие бортов, которые занимают исполнительный старт, или выполняют борт. После доклада о готовности к посадке борт передаётся вышке. Аварийным бортам всегда обеспечивается приоритет и посадка с прямой.

На выход:
Контроль следит за выходом борта по схеме на высотах, больших, чем 2700 метров. после доклада даётся разрешение на набор подписанного эшелона и продолжения выхода по схеме с докладом точки выхода, либо спрямление на следующие точки. При этом, контроль требует от бортов доклада о прохождении точек. После прохождения точки выхода контрлль даёт разрешение на полёт согласно плана до следующей точки и подтверждает набор подписанного эшелона. По запросу даётся информация о погодных условиях в аэропортах по ИКАО-коду, рассчитываются радиальные до точек, рассчитывается возвращение аварийных бортов в порт вылета.
На вход/транзит:
Задача гораздо сложнее и гораздо более важная. На удалении примерно 170 миль от аэропорта назначения контроль вызывает борт. Он сообщает краткую метеосводку и информацию о ВПП в работе, схеме входа, эшелоне перехода, рассчётную высоту для прохождения точки входа, информацию об эшелоне перехода и приведённом давлении в аэропорту прибытия, отдавая бортам право самостоятельно рассчитывать начало снижения. Пример:
-TSOXXX, на посадку ВПП30 в работе, заход по схеме ЮСОНА 2 Альфа, рассчитывайте ЮСОНА на 3000. Эшелон перехода- 1800, приведённое давление 1044 миллибар, доложите рассчётное начало снижения.
-TSOXXX, in Irkutsk in use rwy30, STAR will be USONA2A, pass USONA at 300. Transition level- 6000ft, QNH1044, call for descending.
Так же, проводится примерный рассчёт времени входа в зону круга аэропорта и принимаются меры для того, чтобы борты производили посадку с минимальным интервалом.
После доклада о рассчётном начале снижения следует команда, разрешающая снижение. При этом, диспетчер подтверждает, что эшелоны будут пересечены безопасно, встречные и попутные борты не получат угрозы безопасности полётов, что он знает схему входа борта, что борт адекватен и что текущие метеоусловия находятся в пределах минимума экипажа, воздушного судна и аэропорта. После прохождения точки входа, борт передаётся подходу. При этом, повторюсь, он уже имеет информацию о метеоусловиях и STAR.
Транзитные борты идут согласно плана. В случае возникновения чрезвычайной ситуации на борту даётся удаление до ближайшего порта и до Иркутска, а затем КВС сообщает решение. Пример:
-SBIZZZ, спасибо за доклад, ответчик пожалуйста 7700. До Братска удаление 169 миль, до Иркутска- 287 миль, ваше решение?
Delta©